RU
Министерство культуры РФ
Особо ценный объект
культурного наследия РФ
Вход в ЭИОС

Кафедра теории музыки

Заведующая кафедрой теории музыки, Проректор по научной работе
Почетный работник сферы образования РФ, Профессор
Местоположение
ул.Поварская, дом 30-36 стр.3, 1 этаж, каб. 107
Вебсайт
Положение о кафедре
О кафедре

Кафедра теории музыки была образована в год основания института (1944), ее возглавил С.С.Скребков — выпускник Училища имени Гнесиных и Московской консерватории. В Гнесинском училище С.С. Скребков занимался по фортепиано у Е.Ф.Гнесиной, по теории композиции — у М.Ф. Гнесина и Р.М. Глиэра. Окончив Московскую консерваторию в 1930 году, С.С. Скребков вскоре защитил кандидатскую диссертацию. Докторскую диссертацию «Принципы музыкальной формы в их историческом возникновении» С.С. Скребков защитил в 1945 году. С.С. Скребков — ученый с мировым именем и разносторонними интересами, автор книг, учебников, статей, изданных во многих странах мира. Выдающийся вклад в музыкознание представляет его исследование «Художественные принципы музыкальных стилей» (М., 1973). В институте он вел курсы гармонии, полифонии, руководил индивидуальным классом студентов и аспирантами. Среди его учеников Ф.Г.Арзаманов, В.А.Кириллова, В.А.Серединская, С.З.Трубачев. Под его руководством Ф.Г.Арзамановым и Е.В.Назайкинским, будущими видными учеными и в дальнейшем заведующими кафедрами Гнесинского института и Московской консерватории, были написаны и защищены первые в институте кандидатские диссертации.

В 1958 году в результате объединения кафедр теории музыки и композиции возникла теоретико-композиторская кафедра.

В первые годы работы института в состав кафедры теории музыки вошли опытные педагоги Училища имени Гнесиных: Е.В.Давыдова — видный специалист в области сольфеджио, автор методики преподавания этой дисциплины, а также учебников и пособий. П.Г.Козлов — специалист широкого профиля, выдающийся педагог в разных сферах теоретического образования; О.Л.Скребкова, которая вела курсы гармонии на исполнительских факультетах и, совместно с С.С.Скребковым, индивидуальные занятия по полифонии у музыковедов (1949-1963); Л.Г.Векслер, которая окончила в свое время Гнесинское училище и вела теоретические предметы на общих курсах института и училища.

Работали на кафедре и педагоги, ранее не связанные с гнесинскими учебными заведениями. Несколько лет курс анализа и истории теоретических систем читал Л.А.Мазель — выдающийся ученый, профессор Московской консерватории. Работал на кафедре и другой выдающийся ученый Ю.Н.Тюлин — доктор искусствоведения, профессор. Под его руководством защитили диссертации педагоги кафедры Н.С.Гуляницкая и И.А.Истомин. Лекционный курс и практические занятия по гармонии, а также курс анализа и методику преподавания вел В.О.Берков, научный руководитель многих аспирантов. Его аспирантский класс окончили будущие профессора многих вузов: М.А.Этингер (Астрахань), Л.А.Карклиньш (Рига), З.И.Глядешкина (РАМ имени Гнесиных), Е.Д.Ершова (Саратовская консерватория) и другие.

В 50-е годы на кафедре появилось много талантливых и опытных педагогов. Среди них И.А.Марголина, которая вела курсы гармонии и сольфеджио на исполнительских факультетах; она же сменила С.С.Скребкова на посту декана; В.А.Таранущенко — педагог с огромным опытом, создавшая уникальную систему преподавания гармонии по методике А.С.Аренского. Специальный курсы гармонии вел А.Ф. Мутли. Долгие годы курс гармонии на общих и специальных курсах, а также методику преподавания музыкально-теоретических дисциплин, полифонию в вузе и училище преподавал А.А.Степанов, выпускник Гнесинского училища и Московской консерватории по классу И.В.Способина. В индивидуальном классе А.А.Степанов подготовил огромное количество (более 60) учеников-теоретиков, среди которых А.В.Ивашкин, члены кафедры теории музыки Т.Е.Лейе, Т.А.Енько, И.А.Истомин, Т.Н.Красникова, Е.С.Дерунец, многочисленные преподаватели теоретических кафедр и отделов отечественных вузов, училищ, школ-десятилеток.

В конце 60-х годов А.А.Степанов возглавил кафедру гармонии и сольфеджио. За годы существования кафедры ее статус значительно изменился. Если в начальные годы она напрямую «отвечала» только за педагогические, методические проблемы конкретных учебных дисциплин (теория музыки, гармония, сольфеджио, методики преподавания), то впоследствии постепенно стали осваиваться более широкие музыковедческие проблемы — стиля, содержания, музыкальных жанров, истории теоретических систем и многие другие.

В 1973 году заведующим кафедрой стал Ю.Н.Рагс, известный музыковед, доктор искусствоведения, профессор, автор статей и исследований по проблемам теории музыки, акустики, эстетики, методики и педагогики. Под руководством кафедры, прежде всего, усилиями П.В.Лобанова и Ю.Н.Рагса в начале 70-х годов была организована лаборатория технических средств обучения и открыт единственный в нашей стране класс, получивший название АКМО – автоматизированный класс музыкального обучения. АКМО позволял в условиях группового обучения сольфеджио добиваться повышения индивидуальных показателей в развитии слуха, навыков записи диктанта. Было создано много тембровых диктантов, пособий по слуховому анализу, заданий для заочников. В АКМО работали Т.А.Енько, Ю.П.Гонтаревская, О.Л.Берак. Научным руководителем лаборатории была Е.В.Давыдова.

В 1979 году кафедру возглавила Н.С.Гуляницкая – выдающийся ученый, в немалой степени способствовавший развитию научного потенциала кафедры. За годы ее руководства практически все члены кафедры защитили кандидатские и докторские диссертации; были написаны первые учебники и учебные пособия по важнейшим вузовским дисциплинам. Учебники по гармонии Н.С.Гуляницкой и Л.С.Дьячковой, материал которых охватывает период c IX по XXI век, прочно вошли в практику всех музыкальных вузов страны.

Коллектив кафедры объединяет специалистов со степенями докторов и кандидатов наук не только в сфере конкретных учебных дисциплин, но и различных важных областей музыковедения. Именно поэтому изменилось название – кафедра гармонии и сольфеджио вновь стала кафедрой теории музыки в соответствие с широким кругом вопросов, связанных с ее деятельностью.

Члены кафедры теории музыки всегда активно участвовали не только в деятельности своего вуза, но и в системе музыкального образования всей страны, в частности, в процессе создания и развития новых учебных заведений (вузов и училищ). Так, в 60 – 70-е годы ее выпускники работали в Уфе и Благовещенске в создававшихся новых вузах, укрепляя также деятельность местных музыкальных училищ.

Активная деятельность кафедры за все эти годы успешно направлялась ее руководящим составом — докторами наук С.С.Скребковым, Ю.Н.Рагсом, Н.С.Гуляницкой, Т.И.Науменко.

За последние годы кафедра была инициатором и организатором ряда международных и всероссийских конференций, в числе которых:

Христианская культура: прошлое и настоящее (2001);

Музыкальное образование в контексте культуры (каждые два года);

Музыковедение к началу века (каждые два года);

Исследования молодых музыковедов (ежегодно);

Михаил Иванович Глинка: тайны творчества, проблемы интерпретации (к 210-летию со дня рождения) (2014);

Музыкальная наука в XXI веке: пути и поиски. К 70-летию Российской академии музыки им. Гнесиных (2014).

На кафедре ежегодно издаются монографии, учебники и учебные пособия, сборники научных статей. Научные проекты кафедры неоднократно получали поддержку Министерства образования и науки РФ, Министерства культуры РФ, Российского гуманитарного научного фонда. Они запечатлены в следующих фундаментальных научных изданиях:

Гуляницкая Н.С. Поэтика музыкальной композиции: Теоретические аспекты русской духовной музыки XX века (2002), Русская музыка: становление тональной системы XI – XX вв. (2005), Методы науки о музыке (2009), Музыкальная композиция: модернизм, постмодернизм (2014);

Науменко Т.И. Музыковедение: стиль научного произведения (2005), Текстология музыкальной науки (2013);

Дьячкова Л.С. Гармония в музыке ХХ века (2003), Гармония в западно-европейской музыке (IX – начало ХХ века) (2009);

Берак О.Л. Школа ритма. Ч. 1, 2, 3 (2003-2008);

Красникова Т.Н. Фактура в музыке ХХ века (2008), Музыкальная фактура в аспекте синтеза искусств (2012).

Музыкально-просветительская деятельность кафедры связана с организацией и проведением концертов в РАМ им. Гнесиных, ЦДУ при Российской Академии наук, ЦДА, участием ее членов в проектах Правительства Москвы, организации международных фестивалей за рубежом по линии контактов с Союзом композиторов России, постпредствами в г.Москвы, МГК им. Чайковского, Союзом православных деятелей России и Московским Патриархатом.