RU
Министерство культуры РФ
Особо ценный объект
культурного наследия РФ
Вход в ЭИОС

Базиков Александр Сергеевич

Заведующий кафедрой национальных инструментов народов России | Заслуженный деятель искусств РФ

Базиков Александр Сергеевич
Образовательная деятельность
Преподаваемые дисциплины:
Основы научных исследований, Производственная практика (научно-исследовательская работа), Преддипломная практика
Реализация дисциплин в рамках образовательных программ:
53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство, 53.04.01 Музыкально-инструментальное искусство
Образование
Уровень образования
Высшее образование
Наименование направления подготовки/специальности, в том числе научной
Баян, Теория и методика обучения и воспитания
Квалификация
Концертный исполнитель, артист камерного ансамбля. Концертмейстер, преподаватель
Ученая степень
доктор педагогических наук
Ученое звание
профессор
Стаж работы
Общий стаж работы
49 лет
Опыт работы в профессиональной сфере, соответствующей образовательной деятельности по реализации учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)
25 лет

Биография

Родился в 1949 году.

Действительный член Международной педагогической академии.

В 1969 году окончил Орджоникидзевское училище искусств (класс баяна В.Н. Дудкина) – ныне Владикавказский колледж искусств имени В.Н. Гергиева. В 1974 году окончил Саратовскую государственную консерваторию имени Л.В. Собинова, кафедру народных инструментов (класс баяна Б.И. Скворцова). В 1974–1976 годах работал заведующим учебной частью Октябрьского музыкального училища Башкирской АССР, в 1976–1985 годах директором Балашовского музыкального училища Саратовской области, с 1986 года директором Тамбовского музыкального училища имени С.В.Рахманинова. В 1996 году организовал Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт имени С.В.Рахманинова и по 2010 год работал ректором данного института и заведующим кафедрой «Народные инструменты».

В 1997 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Педагогические условия формирования положительного эмоционального отношения учащихся к музыкальным занятиям. (На материале учебной работы в музыкально-исполнительских классах)» (специальность 13.00.02)

В 2003 году защитил докторскую диссертацию «Музыкальное образование в современной России: основные противоречия и пути их преодоления» на соискание ученой степени доктора педагогических наук (специальность 13.00.02).

С 2010 года являлся проректором Российской академии музыки имени Гнесиных и с 2016 года возглавляет кафедру Факультета фольклорного искусства и продюсерства «Национальные инструменты народов России».
Автор около 50 научных работ, в том числе монографий, учебно-методических пособий, научных статей по вопросам музыкального образования и воспитания, музыкальной психологии и методики обучения.
Научно-педагогическую и административную работу в вузе успешно сочетает с общественной деятельностью. Является членом Международного Рахманиновского общества и Международного союза музыкальных деятелей.

Монографии, учебные пособия, программы:

  1. Базиков А.С. Музыкальное образование в современной России: основные противоречия и пути их преодоления. Учебное пособие. // Изд-во ТГМПИ им. С.В. Рахманинова, Тамбов, 2002, 311 с.
  2. Базиков А.С. Основные аспекты философии музыкального образования в современной России. Тамбов, изд-во ТГМПИ им. С.В. Рахманинова, 1999.
  3. Базиков А.С. К проблеме создания положительного эмоционального фона на занятиях музыкой. Учебно-методическое пособие. Тамбов, изд-во ТГМПИ им. С.В. Рахманинова, 1997.
  4. Базиков А.С. Активизация эмоционального фактора в процессе музыкальных заня­тий. Учебно-методическое пособие. Тамбов, изд-во ТГМПИ им. С.В. Рахманинова, 1996.
  5. Базиков А.С. Качество образования как условие эффективного функционирования образовательных учреждений отрасли культуры. // Качество превыше всего // Играем с начала. – 2012 – № 5. – С. 3.
  6. Базиков А.С. Философско-эстетические и психолого-педагогические обоснования музыкального воспитания и образования //Вестник Тюменского государственного университета. 2012. № 5. С. 194.
  7. Базиков А.С., Ушенин В.В. Методика обучения игре на баяне (аккордеоне). Учебно-методичес­кая разработка. Тамбов, изд-во ТГМПИ им. С.В. Рахманинова, 1997.
  8. Базиков А.С., Ушенин В.В.Класс ансамбля на факультете народных инструментов музыкально-педагогических вузов. Учебно-методическая разработка. Тамбов, изд-во ТГМПИ им. С.В. Рахманинова, 1997.
  9. Базиков А.С., Ушенин В.В.Специальный класс баяна (аккордеона). Учебная программа для вузов по направлению «Музыкальное искусство» (народные инструменты). Тамбов, изд-во ТГМПИ им. С.В. Рахманинова, 1997.
  10. Базиков А.С., Ушенин В.В.Примерная программа дисциплины «Ансамбль» по направлению «Музыкальное искусство» (народные инструменты). М., УМО по музыкальному образованию, 2001.

Научные статьи, тезисы докладов:

  1. Базиков А.С. Международные курсы высшего художественного мастерства музыкантов-исполнителей как форма развития международного сотрудничества в области образования. Тамбов, мат. межвузовс­кой научной конферен­­ции, ТГУ, 1995.
  2. Базиков А.С. Проблема эмоций и чувств в учебно-воспитательном процессе: к истории вопроса. М., ИТОП РАО, Вып.2, 1996.
  3. Базиков А.С. Значение эмоционального фактора в процессе обу­че­ния музыке. М., ИТОП РАО, Вып.2, 1996.
  4. Базиков А.С. Эмоциональный фактор в процессе музыкальных занятий. // Творческая педагогика накануне нового века. М., мат. I межвузовской на­учно-практической конфе­ренции, МПГУ, 1997, с.17-19.
  5. Базиков А.С. О некоторых проблемах подготовки бакалавров музыкального искусства в условиях многоуровневого вуза. // Проблемы педагогической подготовки учащихся и студентов в контексте среднего и высшего музыкального образования. М., мат. межвузовской кон­фе­ренции, МПГУ, 1997, с.6-8.
  6. Базиков А.С. Опыт реализации концепции многоуровневого учебного заведения. // Музыкальное образование в новой России на пороге XXI века. Тольятти, мат. междуна­ро­дной научно-практ. конфер., 1998, с.56-57.
  7. Базиков А.С.Проблема эмоций и чувств в учебном процессе. // Му­зыкальное воспитание: опыт, проблемы, перспективы. Вып. 3. Тамбов, изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 1998, с. 32-44.
  8. Базиков А.С. Проблема эмоций и чувств в учебно-воспитательном процессе (к истории вопроса) // Музыкальное воспитание: опыт, проблемы, перспективы: Межвуз. сб. науч. трудов.- Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 1998. – С.30-41.
  9. Базиков А.С. Музыкальное учебное заведение на современном эта­пе: многообразие и универсализм видов деятель­ности. // Актуальные проблемы музыкального воспитания и образования: история, теория, практика. Вып.1. Тамбов, изд-во ТГМПИ им. С.В. Рахманинова, 1999, с. 29-54.
  10. Базиков А.С. Эмоции и учебно-воспитательный процесс. // Эмоциональная культура музыканта: прошлое, настоящее, будущее. Тамбов, мат. междунаро­дной научной конференции, ТГУ, 1999, с.7-9.
  11. Базиков А.С. Педагогические условия формирования положительного эмоциональ­ного отношения учащихся к музыкальным занятиям. Тамбов, мат.научно-пра­­­к­­ти­ческой конферен­ции, ТГМПИ, 1999, с.3-7.
  12. Базиков А.С. Владимир Ушенин – исполнитель, педагог, исследователь. // В.Уше­нин. Из истории баянного исполнительства на Дону. Ростов-Дон, изд-во РГК им. С.В. Рахманинова, 1999.
  13. Базиков А.С. Содержание образования: историко-теоретический ра­курс. // Актуальные проблемы музыкального воспи­та­ния и образования: история, теория, практика. Вып.2. Тамбов, изд-во ТГМПИ им. С.В. Рахманинова, 2000, с. 3-19.
  14. Базиков А.С. Содержание образования в российских музыкальных учебных заведениях. // Сб. трудов Московского педа­го­гического государственного университета, вып.4. М., изд-во МПГУ, 2000, с.81-94.
  15. Базиков А.С. Из истории отечественного музыкального образования (тридцатые годы XX столетия). // Исторические и ди­дак­тические аспекты обучения музыкальному искус­ст­ву. Вып. 2. М., изд-во МГИМ им. А.Г. Шнитке, 2000, с.39-47.
  16. Базиков А.С. Российская музыкальная культура в первые послерево­люционные годы: реформы и их последствия. // Сб. тру­дов Московского педа­го­гического государст­вен­но­го университета, вып.4. М., изд-во МПГУ, 2000, с.94-103.
  17. Базиков А.С. Некоторые проблемы внедрения государственных стан­дартов в системе высшего музыкального об­разования. // Сб. трудов Московского педагогического университета, вып.5. М., изд-во МПГУ, 2000, с.39-44.
  18. Базиков А.С. Из опыта работы ТГМПИ им. С.В. Рахманинова на международном рынке образовательных услуг. // Региональная стратегия вхождения вузов в международное образовательное пространство. Тамбов, тезисы научно-практичес­кой конференции, ТГТУ, 2000, с.77-79.
  19. Базиков А.С. Активизация эмоционального фактора в процессе му­зы­кальных занятий. // Журн. «Вести», вып. 9-10, 2000-2001 гг. М., Ассоциация «Образо­вательных учреждений искусств», 2000-2001.
  20. Базиков А.С. Музыкальное образование в России: период пере­строй­ки. (Конец 80-х начало 90-х годов). // Актуальные проб­лемы музыкального воспитания и образования: история, теория, практика. Вып.3. Тамбов, изд-во ТГМПИ им. С.В. Рахманинова, 2001, с. 3-13.
  21. Базиков А.С. К спорам о бакалавриате и магистратуре в системе музыкального образования. // Актуальные проб­лемы музыкального воспитания и образования: история, теория, практика. Вып.3. Тамбов, изд-во ТГМПИ им. С.В. Рахманинова, 2001, с. 13-22.
  22. Базиков А.С. Плюсы и минусы отечественной музыкальной культуры: взгляд в прошлое (на материале сороковых-вось­ми­­десятых годов). // Актуальные проблемы профессио­нальной подготовки педагога-музы­канта. М., изд-во МПГУ, 2001, с.28-35.
  23. Базиков А.С. К проблеме стандартов в российских музыкально-образовательных учебных заведениях. // Актуальные проблемы профессиональной подготовки педагога-музыканта. М., изд-во МПГУ, 2001, с.40-48.
  24. Базиков А.С. ТГМПИ им. С.В. Рахманинова. Региональный опыт интеграции музыкальных учебных заведений. // Актуальные проблемы интеграции средней и высшей ступеней региональной системы непрерывного образования. Тамбов, тезисы Всероссийской научно-прак­ти­чес­кой конференции, 2001, с.185-186.
  25. Базиков А.С. К проблеме стандартизации российского музыкального образования. // Формирование специалиста культуры и искусства в условиях региона: новые подходы. Тамбов, мат. I Всероссийской научной конференции вузов культуры и искусства, 2001, с.48-50.
  26. Базиков А.С. Плюсы и минусы отечественной музыкальной культуры: взгляд в прошлое. // Культура. Искусство. Образование: проблемы и перспективы развития. Смоленск, мат. международной научно-прак­тичес­кой конференции, 2001, с.291-294.
  27. Базиков А.С. О некоторых противоречиях музыкальной педагогики в современной России. // Совершенствование российской музыкально-образовательной системы на современном этапе. М., мат. научно-педа­го­ги­чес­кой конференции, МГИМ, 2001, с.4-9.
  28. Базиков А.С. Тамбовский государственный музыкально-педагоги­чес­кий институт им. С.В. Рахманинова: история и современность. // Искусство и образование во втором тысячелетии. Оренбург, мат. II Россий­с­кой научно-практи­чес­кой конференции, 2001, с.76-77.
  29. Базиков А.С. С.В. Рахманинов и развитие музыкального образования в Тамбовском крае. // Учение Вернадского, музыка Рахманинова – путь в XXI век. Тамбов, тезисы III Вернадов­ской научно-практичес­кой конференции, 2001, с.28-30.
  30. Базиков А.С. К вопросу эволюции методов в истории мировой педагогики. // В.И. Вернадский: ноосферология и образование. Тамбов, тезисы международ­ной научно-прак­ти­чес­кой конференции, 2002.
  31. Базиков А.С. Система отечественного музыкального образования в 40-80 гг. прошлого столетия: плюсы и минусы. // Ис­то­рические, психолого-педа­гогические аспекты обучения музыкальному искусству. М., изд-во МГИМ им. А.Г. Шнитке, 2002, с. 8-23.
  32. Базиков А.С. О педагогическом авторитаризме, «натаскивании», му­зы­кальных конкурсах и некоторых других приметах, характерных для отечественной музыкальной культу­ры второй половины XX века. // Межвузовский сбор­ник научных трудов. М., изд-во МГИМ им. А.Г. Шнитке, 2002, с.27-45.
  33. Базиков А.С. С.М. Стариков и профессиональное музыкальное образование в Тамбове. // 120 лет музыкального образования в Тамбове: история, проблемы, перспективы. Тамбов, тезисы региональной межвузовской научно-практичес­кой конференции, ТГМПИ, 2002, с.3-5.
  34. Базиков А.С. О некоторых противоречиях в системе музыкального воспитания. М., Искусство в школе № 1, 2003, с.9-15.
  35. Базиков А.С. О педагогическом авторитаризме, музыкальных кон­курсах и иных приметах отечественной музыкальной педагогики второй половины ХХ века. М., Музыка в школе № 1, 2003 г.
  36. Базиков А.С. Особенности эволюции народной музыкальной культуры: проблемы и перспективы / А.С. Базиков // Сохранение национальных традиций в народно-инструментальном искусстве: проблемы и перспективы. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. М.: ПРОБЕЛ-2000, 2018 г., С. 4–9.
  37. Базиков А.С. Музыкальная культура народов России в системе социально-духовных ценностей / А.С. Базиков // Сохранение национальных традиций в народно-инструментальном искусстве: проблемы и перспективы. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. М.: Издательство «Согласие», 2019. С. 3–8.
  38. Базиков А.С. Традиционное народно-инструментальное искусство как фактор самобытности России / А.С. Базиков // Сохранение национальных традиций в народно-инструментальном искусстве: проблемы и перспективы. Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. М.: Издательство «Согласие», 2020. С. 3–9.

Сведения о повышении квалификации

2019
  • курсы по теме: «Охрана труда»;
2021
  • курсы по теме: «Технологии эффективного развития творческого вуза»